Календарь Православного Психолога

Неделя 6
Как научиться просить у Бога

Воскресенье, 9 июня
Тихая комната для молитвы

 — Живу, как на базаре: целый день вокруг суета, всем что-то от тебя надо, разговоры, смех… И дома — то же самое. Где ж тут помолишься? Молитвы читаешь, а краем уха слышишь: то телевизор, то еще что. Грешишь, а не молишься…

…Милая женщина, усталые и грустные глаза. Такими, как она, наполнены по воскресеньям наши храмы: они приходят сюда помолиться. Почему же им, стоящим здесь с сосредоточенными и благоговейными лицами, «не молится» дома? Почитаем Евангелие: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6,6). Какие прекрасные слова, как они трогают душу! И после этого абсолютно не хочется молиться «напоказ», когда руки совершают крестное знамение, тело — поклон, а голова занята тем, что смотрит на себя со стороны… Молится! Кому? — Самому себе? Я же хотел быть участником другого действия — молитвы Богу!

А эта женщина… Что же? Нам остается только пожалеть, посочувствовать, что нет в ее доме такой комнаты, о которой говорит Господь? Ей негде «от души» помолиться? Надо ждать от одного воскресенья до другого?

А эта женщина… Что же? Нам остается только пожалеть, посочувствовать, что нет в ее доме такой комнаты, о которой говорит Господь? Ей негде «от души» помолиться? Надо ждать от одного воскресенья до другого?

Раздвоенность, разделение… Разделение — вражья работа, Господь же всех нас соединяет в Себе, в Своем Те-ле, соединяет во спасение души и тела. Апостол тоже призывает к этому: «Умоляю вас, братия, именем Господа наше-го Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор. 1,10).И мы понимаем порой, что что-то в нас не так, но что? Может, дело и правда в этой тихой комнатке, где мы, закрывшись и оставаясь с Богом наедине, «без никого», сможем молиться Ему так, как нам хочется? Может, действительно, — люди мешают нам молиться? Как не привыкли мы искать причины в себе самих… Тихая комнатка, мой вожделенный приют, где ты?

«Нам часто кажется, что трудно согласовать жизнь и молитву. Это заблуждение, совершеннейшее за-блуждение. Происходит оно от того, что у нас ложное представление и о жизни, и о молитве. Мы воображаем, что жизнь состоит в том, чтобы суетиться, а молитва в том, чтобы куда-то уединиться и забыть все и о ближнем, и о нашем человеческом положении. И это неверно. Это клевета на жизнь и клевета на самую молитву» — так пишет митрополит Антоний Сурожский в своей статье «Жизнь и молитва — одно». И мы понимаем, что это — правда, иначе не дали бы нам апостолы наказ: «Непрестанно молитесь» (1Фесс. 5,17). И нет и не будет у меня другого тихого уголка для молитвы, кроме моего сердца, и не стоит сетовать и обижаться, ведь, как сказано: «Кротость ваша да бу-дет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодаре-нием открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4, 5−7).

Понедельник, 10 июня
Чего мне попросить у Бога?

Знаете, чего я попрошу у Него? Того же, чего хочет каждый — счастья. В своем его понимании, конечно, ибо у всех это понимание будет разным. Для некоторых людей поиски счастья становятся смыслом их жизни. Печально при этом одно: то, что они ищут свое счастье где-то вне себя. Любой человек, который проводит жизнь в бесконечной гонке, которую он обречен проиграть, на самом деле всегда бывает «совершенно не там»…

…Монастырские послушники, «Шаталова пустынь», их тьмы, и тьмы, и тьмы. «Чего не собрал ты в юности, — как же можешь приобрести в старости твоей?» (Сир. 25,5) Послушники «никакого монастыря», все время ищущие то ли «духовности», то ли «понимания», то ли «душевного тепла», короче говоря, все равно — счастья, как его не называй.

А счастье, похоже, никогда не берется штурмом. И тем более, глупо брать приступом бастион, где его точно нет, ведь самые счастливые люди — те, кто старается дать радость другим. Счастье не завоевывается в какой-то битве, оно всегда побочный продукт стремления помочь окружающим. Причем, помощь эта, конечно же, не должна стать для ближнего «Демьяновой ухой», от которой невозможно отказаться.

А счастье, похоже, никогда не берется штурмом. И тем более, глупо брать приступом бастион, где его точно нет, ведь самые счастливые люди — те, кто старается дать радость другим. Счастье не завоевывается в какой-то битве, оно всегда побочный продукт стремления помочь окружающим. Причем, помощь эта, конечно же, не должна стать для ближнего «Демьяновой ухой», от которой невозможно отказаться.

Однако, стоило этому человеку появиться на своем рабочем месте, как все преображалось: сослуживцы начинали улыбаться друг другу и посетителям, и эти улыбки, кружась в воздухе, словно разноцветные конфетти, создавали ощущение праздника. И все уже привыкли, и никто не замечал, как один человек создает праздник всем, кто бы ни был рядом с ним. Не замечал этого и он сам, потому что жил постоянно в ощущении праздника, и никогда не видел серых будничных лиц, ведь при его появлении они сразу  же изменялись.

И вот, однажды в офисе появился новый человек, который заметил это преображающее действие, и заинтересовался: почему так происходит?

— У меня есть «кнопка счастья», — сказал человек. Когда я просыпаюсь, перед тем, как встать, я нажимаю «кнопку счастья», и говорю себе, что сегодня — чистый новый день. Бог создал его прекрасным, потому что создал его из Себя Самого. Я вспоминаю, что в моей жизни есть хорошего. Я встаю, здороваюсь с Ним, желаю счастливого нового дня всем людям, а потом, засмеявшись от радости, начинаю его!

опробуйте сами нажать «кнопку счастья» и посмотреть, что будет. Прислушайтесь к совету, ставшему пословицей: «Будьте счастливы. Это единственный способ быть мудрым».

«Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 29−32). Нет, не буду я просить у Господа, что мне есть и что пить, не буду просить и других материальных благ: все это обещает Он приложить, если я буду искать Царства Божия в моей душе, мира душевного, любви ко всем людям без исключения, таким разным и непохожим на меня. И я буду искать в себе свидетельства этой любви, просить у Него научить меня, как можно достичь всего этого, как научиться выражать собою радость Творения, ведь тогда только я смогу познать счастье, или блаженство, для которого рожден каждый человек.

Вторник, 11июня
Пусть воцарится мир на Земле, и пусть он начнется с меня

Мою Родину терзают. Рвутся бомбы, снаряды, воют самолеты, летят ракеты… И для кого-то это — его дом, лежащий в руинах, его ребенок, оставшийся без рук, после того как подобрал смертоносную игрушку, его сын, запаянный в цинк, его мать, которая на старости лет вынуждена жить в палатке… Зло пропитало всех нас, словно плесень, оно угрожает нам даже тогда, когда мы находимся далеко от мест сражений: угрожает навечно остаться среди нас страхом и отчаянием. Позволим ли мы ему сделать это?

Позволим ли мы поселиться страху в нашем внутреннем мире — это зависит только от нас, и Бог здесь ни при чем. Мы думаем так, как хотим думать, ибо созданы свободными. Отдадим ли мы страху свою свободу? А у нас такое ощущение, что страх в душе присутствует против нашей воли… Старец Амвросий Оптинский, который был большим любителем народной мудрости, как-то сказал: «Отчего человек бывает плох? — оттого, что забывает, что над ним Бог» (Преп. Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие, М., 1993). И не только сам человек бывает плох, но и плохо бывает ему от того же. Что же можно сделать?

Самый хороший и быстрый способ создать лучший мир, мир, в котором не страшно, в котором хочется жить — это выстроить его в своей душе как союз с любящим и Всемогущим Богом. Господь всегда готов к тому, а ты, человек, просишь ли Его об этом? Существуют определенные законы жизни, которые Он создал, и Он же волен изменить их, творя чудеса. Веришь  ли ты в чудо? Просишь ли ты о нем? Просишь ли Господа, чтобы Он помог тебе научиться жить по законам жизни?

Где они написаны, эти законы? Словами — в Евангелии, называются Заповеди Божии, а еще он написаны у каждого человека в его внутреннем мире и есть инструмент, индикатор того, как мы их соблюдаем. Это совесть, со-весть, совместная весть, когда Господь во мне и я — в Нем. Можно инструмент изломать, исковеркать, можно жить, не пользуясь им. Но разве можно такой процесс назвать жизнью? Разве есть в этой жизни то, что сделает меня счастливым, свободным, непрестанно радующимся, благодарным за все, — блаженным? И любой человек, огнем и мечом завоевавший хоть весь мир, вам скажет (если захочет признаться себе самому), что именно того, что здесь написано, ему и не хватает.

Когда мы принимаем решение жить по Заповедям, когда просим Бога помочь нам не сбиваться с выбранного пути, мы пользуемся плодами жизни, которые сами падают в наши руки: «И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода» (Иез. 36, 29), — говорит нам Господь. Если мы этого не делаем, то сами создаем ситуации, при которых на нашу долю выпадут болезни, война, экономическая нестабильность, безработица: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, — но это еще не конец» (Мк. 13,7). И мы сами можем этот конец как ускорить, так и отдалить: медлит  же до сих пор Господь, — значит, есть те, кто спасаются!

…А тебе, мать, потерявшая своего сына на войне, лучше не плакать о нем, как о своей утрате, лучше приобретать его для Господа, молясь о спасении его души, потому что и он, и ты, и все воскреснем к новой жизни: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: „кости сухие! слушайте слово Господне!“ Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь» (Иез. 37, 1−6), — как пишет пророк Иезекииль. Надейся и веруй, мать, на то, что встретитесь вы в Небесном граде, где нет войн, бедствий, разделения, которым попускает быть Господь, чтобы испытать нашу веру, надежду и любовь.

Среда, 12 июня
Как относиться к проблемам

Сколько людей сказали сегодня утром своим родным и сослуживцам: «Знаете, у меня неприятности…», чем засвидетельствовали, что чего-то в своей жизни они не принимают (не-прият-ности). Ну, на нет, как говорится, и суда нет: вернее, не суда, а решения: невозможно даже приступить к решению того, чего нет. Нет приятности жизни, а вместо нее что-то неопределенное… Один мультипликационный герой сказал: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Может быть, дать этому «неопределенному» другое название, к примеру, проблема? Толковый словарь дает такое определение этого слова: «сложный вопрос, требующий исследования и разрешения». Уже теплее: не что-то бесформенное и этим страшное, а то, что можно исследовав, разрешить.

Каждая наша проблема похожа на груду кусочков детской головоломки — пазла, высыпанных из коробки, при этом еще и нет картинки, что именно надо сложить. Тысяча мелких кусочков, таких разрозненных на вид и несовместимых друг с другом, не имеющих никакого смысла. Радость от складывания мозаики заключается в нахождении общего смысла в строящемся образе. И в жизни, как при складывании мозаичной картинки, может оказаться, что процесс поиска решений, нахождения нужных кусочков при решении проблем окажется гораздо приятнее законченного изображения. Да, бывает и так…

Можно вспомнить пословицу: «Сначала все бывает маленьким, затем — вырастает. Все, но только не трудности: они сначала бывают большими, а потом становятся маленькими…» Получается, что наши проблемы — это решения, вывернутые наизнанку, поэтому прямо в истоках проблем сами решения надо и искать. И, конечно, начать решать проблемы хорошо с обращения к Богу, чтобы Он показал их истоки и помог выбрать один-единственный из множества возможных вариантов.

А если не получается решить проблему? Тогда вспомните слова Священного Писания: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2, 19−21). И это может стать также одним из решений вашей проблемы, если вы верите, что самый главный результат, которого мы хотим добиться, — это вечная жизнь с Господом нашим Иисусом Христом.

Четверг, 13 июня
Прибегая к милосердию Божию

У молодой женщины — боль в области плеча. Болит давно и довольно сильно. Не в силах больше терпеть, она начинает ходить по врачам. Они, все как один, говорят, что в мышцах плеча у нее такое же напряжение, как у того, кто несет груз весом 60−70 кг. Ни массаж, ни прочие медицинские процедуры уже не помогают, и ей дали совет поработать с душевными причинами, вызывающими такие страдания.

Как оказалось, «на плечах» этой женщины вся ее семья: на шее «висят» муж алкоголик, пожилая мать, психически больной один ребенок, и второй, которому только три года. Хроническая нехватка денег, времени, сил. Про таких говорят «мужественная женщина». А ей так хочется быть женственной…

Этот случай служит наглядным примером жизни многих современных христиан. Они, бедняги, волокут по жизни огромный воз забот, не доверяя его никому. Да и кто в силах помочь им?

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет. 5, 7). Задумайся, человек: какую ношу ты действительно несешь? Отнеси ее Христу, доверь Ему свою ношу. И имей мужество освободиться от своей тяжести. Не пытайся контролировать все в своей жизни: ты все равно не сможешь сделать этого, пусть оно идет своим чередом. Не заканчивай молитвы, пока не передашь Господу все твои нужды. Положи пред Его пречистыми ногами все заботы и не забирай их от Него. Ошибка многих людей заключается в том, что они передают Господу только часть своих забот, не доверяя Ему и надеясь на свои силы. Надейся лучше на свои силы в том, чтобы упросить Христа взять на Себя твой груз. И знай: каждый раз, призывая Бога, ты прибегаешь к Его милосердию, и веришь, что не посрамит Он твоего упования, потому что непреложны слова Господни: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам» (Мф. 7, 7).

Иногда человека волнует вот что: «А как будет Господь решать мои проблемы?» Вспоминается одна история, рассказанная по этому поводу:

К священнику небольшого села обратились люди, чтобы он отслужил молебен: дождей не было больше месяца, это грозило тем, что могла выгореть картошка, основной продукт питания русской деревни, да и другим культурам давно уже нужен был полив. Батюшка сказал: «Хорошо, помолимся вместе. Только вот что: давайте будем молиться до тех пор, пока не пойдет дождь. Утром будем служить молебен, а вечером молитесь дома. Сказано — сделано.

Три дня подряд каждое утро приходила паства на молебен всем селом. К вечеру четвертого дня несколько женщин пришли к батюшке. «Не слышит нас, верно, Господь, батюшка! Нагрешили много! Что делать?»

Священник сказал: «А с верой ли вы молились?» Прихожанки ответили: «Как же, батюшка! Конечно, с верой!»

Он внимательно оглядел женщин и сказал: «С верой, говорите? А что же тогда ни одна из вас, выйдя из дома, не взяла с собой зонтик?»

Так вот: с верой — это значит, и с надеждой, что услышит нас Бог, что исполнит, что найдет для этого лучший способ: человека ли пошлет на помощь, обстоятельства ли жизни изменит, или еще что произойдет… все покроет Своим Отцовским милосердием наш любящий и имеющий опыт проживания земных скорбей и страданий Господь.

Пятница, 14 июня
Если Господь все знает — зачем просить?

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 7−8).

Иногда бывает так: прочитает человек эти слова в Евангелии, и думает: «Ну и зачем тогда просить? Проси — не проси, раз Господь все знает, то что захочет, — то и даст, все Им еще до моего рождения предопределено». Подобное понимание этих слов означает, что человек обращает внимание только на те слова, которые находят отзыв в его душе: «знает… прежде вашего прошения», остальные слова он «додумывает» за Бога, действуя по поговорке: «Чего не знаю — то совру», потому что нет здесь слов о предопределении, нет слов о том, что просить бессмысленно, и хотя Господь знает наши нужды, но мы, которых Он считает Своими детьми, сами называющие себя рабами от сознания недостоинства детьми называться, получили от Него самый дорогой дар — свободу. И стоим перед Богом с этой свободой, и не знаем, что с ней делать, произнося устами молитвенные слова, выражающие чувства святых, любивших Его, и молясь в своем сердце так: «Господи, дай мне что-нибудь, а лучше не давай ничего, потому что я боюсь перемен, скорбей, страданий и т. д.» Разве это молитва детей Божьих? Это, скорее, писк кролика в зубах у тигра. Хотите ли такого осознания того, чем вы в этом случае занимаетесь? Хотите  ли вы такого общения с Создателем?

И действительно: остается только поверить, что благодарность — это состояние души, а не обстоятельство жизни, связанное со здоровьем или богатством. Стоит вам испытать благодарность за жизнь, видя в ней возможность дарить любовь, как ваша жизнь изменится и проживется так, как была задумана Спасителем. Примером могут служить люди с различными болезнями и увечьями, которых можно назвать здоровыми. Почему же они здоровы? Один врач сказал по этому поводу: «Истинно хорошее здоровье — это способность жить без него». Навещая своего тяжело больного друга, он похвалил его за мужество. Тот спросил:

Вариант этого общения — «вычитывание» молитвенных правил. Чувство вины и неполноценности в общении с Богом заставляет нас длительное время выстаивать на ногах, утомляя их, чтобы потом с чувством усталости от проделанной работы осознать, что я нечто для Бога (или для своей души) сделал, эти свои «гудящие» ноги потерпел. Молился ли я при этом? Разговаривал ли я с Богом? Какова моя внутренняя реакция на происшедшее? Есть ли у меня уверенность, что Господь услышал сказанные слова? И, самое главное, сказал ли я то, что хотел Ему сказать, за что поблагодарить и что попросить? Сделал ли я это во время трехчасовой «молитвы»?

«Помните, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все… проговорить и означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить, или кое-как с рассеянною мыслию и блужданием ума. И, следовательно, не молясь исполнить молитвенное правило. Выйдет — молитва грех перед Богом. Избави, Господи!» (Святитель Феофан Затворник, Письма, вып. 1, № 89). И нас избави, Господи, от этого и помоги нам, учась заключать ум в слова молитвы, начать упражняться в приобретении заветной целостности. Вот тогда мы, не замечая времени, оставив безумные представления, будем пребывать в умном предстоянии перед Тобой.

Суббота, 15 июня
Просить неотступно

«И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11, 9−10).

А за нами всеми есть один грешок: мы раз попросили, два, а потом обиделись на Бога — и перестали просить, зато начали роптать. Поставили себе цель, не добились ее и нашли виноватого…

«Это «вынь да положь» означает командование Богом. Не надо так, а вот как: «Господи, Ты видишь, что мне то и то нужно, то и то тяготит меня. Помоги мне и устрой меня, как святой воле Твоей угодно, а не как желает воля моя!»… так настроившись, молиться долго, не за раз долго, а по времени долго… ныне, завтра, неделю, месяц, год. Все кричать и кричать: Господи, избави! Господи, помоги! Однакож не моя, но Твоя да будет воля…» (Святитель Феофан Затворник, Письма, вып. 8, № 1428).

Настойчивость, упорство, целеустремленность — качества весьма похвальные. Противопоказано нам при этом только одно — ослиное упрямство: «Будет или по-моему, или никак», потому что мировоззрение наше ограничено: мы не можем предусмотреть всего, всех последствий своих желаний. Желал я, скажем, купить домик в деревне. Напрягся, купил, старенький правда, ремонта требовал. Ремонтировал, выкладываясь и материально и физически. А теперь каждую весну пребываю в предынфарктном состоянии, видя, как он за зиму разграблен и загажен. Жить в нем постоянно? Но я привык к городским условиям, да и работа не позволяет, или семья не хочет, и так далее, до бесконечности…

И что было бы, если бы человек молился о том, чтобы купить дачу, а Господь ему не дал такой возможности? Немногие люди могут сказать: «Я сохранил бы мир в душе, доверяя Богу». Большая часть скажет, наверное: «Я бы расстроился…» Человек, а на что ты был настроен? Настрой инструмент своей души на слышание Господа и наградой тебе станет прекрасная музыка вашей совместной беседы — молитва.

монахиня Игнатия
Предыдущая неделя | Календарь | Следующая неделя
Главная | Книги | Статьи | Поэзия и проза | Молитвослов | Школа | Милосердие | Психология

На главную