Назад Главная
Д. А. Кожевников

Технология науки — Психология самообразования

Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что ты потратил время зря: именно так и должны выглядеть воздушные замки. Осталось лишь подвести под них основание.

Г. Торо

Для понимания психологии самообразования важен анализ исходных мотивов (почему человек начал заниматься самообразованием?), самого процесса (какие трудности он испытывает?), его прекращения (почему был прерван процесс самообразования?), продолжения и развития (почему самообразование стало жизненной необходимостью?).

Результатом самообразования является более конкурентоспособный работник, в более широком смысле — конкурентоспособная личность. По виду мотивации и совокупности качеств, проявляющихся и развивающихся в процессе самообразования, при работе в коллективе, участии в различных видах деятельности, формируются и проявляются психологические типы, которые можно назвать «Победителем» и «Неудачником» (см. табл.).

Отечественная и зарубежная и практика показала, что наибольший успех сопутствует «самообучающимся организациям». Самообучающаяся организация сохраняет, поддерживает и усиливает свою конкурентоспособность, организуя и поощряя обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) и самообразование своего персонала.

В ряде экономически развитых стран приняты специальные законы, обязывающие предприятия и организации, независимо от формы собственности, направлять определенный объем средств на обучение и самообучение персонала. Так проявляется стремление сохранять и укреплять конкурентоспособность на уровне всей страны.

Качества «победителя» и «неудачника»

«Победитель» «Неудачник»
Чем больше работает, тем больше времени у него остается Никогда не хватает времени сделать даже необходимое
«Вгрызается» в проблему Старается обойти проблему, но постоянно на нее наталкивается
Берет обязательства Раздает обещания
Знает, когда надо бороться, а когда надо отступить Отступает, когда надо бороться, и упирается на своем, когда в этом нет смысла
Чувствует себя достаточно сильным, чтобы быть доброжелательным к другим людям. Редко относится к другим людям доброжелательно. Чувствует свою слабость, ведет себя как маленький тиран.
Умеет слушать других Других не слушает, ждет, когда настанет его очередь говорить
С уважением относится к людям, которые способнее его, и старается у них учиться Не признает способностей у других людей; выискивает у них слабые стороны
Убеждает и объясняет Оправдывается
Чувствует ответственность не только за свою часть работы, но и за всю задачу в целом «Я человек маленький, моя хата с краю»
Сам задает себе темп работы В работе имеет только две скорости: истерическую и апатическую
Использует время на то, чтобы стать лучше Использует время на то, чтобы избежать критики
Не боится сделать ошибку, пытаясь достичь результата Отказывается делать что-либо, боясь сделать ошибку, или опасаясь критики окружающих
Концентрирует свое внимание на возможностях Концентрирует свое внимание на трудностях
Ищет решение Ищет оправдание

Решение конкретной задачи, проблемы, имеющей практическое значение, побуждает работника (группу) к изучению специальной литературы, обоснованию вариантов, их защите перед коллегами или создаваемой комиссией. Например, деятельность японских «кружков качества» показала, что они способствуют:

самообучению;

выработке вкуса к рационализаторству;

развитию аналитических и творческих способностей и навыков;

воодушевлению от радости применения полученных знаний.

По выборочным опросам руководителей кружков качества на первое место в их достоинствах они поставили такой фактор, как создание хороших условий для обучения и повышения квалификации их участников. Японские специалисты рассматривают понятие «самообразование» более широко, а именно, как «самосовершенствование», трактуя его как работу над собой, понимание необходимости которой позволяет индивиду добровольно развивать свои знания, навыки, умения, потенциал и способности.

Если руководство предприятия или организации придает значение самообразованию работников, то оно создает соответствующие условия — выделяет специальное помещение, обеспечивает учебной, справочной и методической литературой, поощряет участие в семинарах, конференциях, симпозиумах, а также в работе научных обществ, ассоциаций, союзов.

В японском учебном пособии по кружкам качества перечисляются «десять радостей», которые получают его участники от самосовершенствования:

1. Приобретение уверенности в своих силах;

2. Признание результатов своей работы;

3. Проявление своих сил;

4. Осознание своих истинных возможностей;

5. Саморазвитие и самосовершенствование;

6. Проявление и развитие ранее скрытых способностей;

7. Сотрудничество в группе;

8. Удалось добиться дружбы и взаимопонимания с коллегами;

9. Работа в хорошей компании;

10. Радость ощущения полнокровной и счастливой жизни.

Таким образом, самообразование становится одним из источников радости, ощущения полноты жизни.

На главную