Назад Главная
свящ. Даниил Сысоев

Главное в Церкви — Христос

«У всех высоких, о человек! Одно отечество — горний Иерусалим, в котором сокрыто житие наше. У всех один род, и если угодно смотреть на дольнее — это персть, а если на высшее — это дыхание, которого стали мы причастниками, которое заповедано нам хранить, и с которым должно предстать на суд и дать отчет в соблюдении горнего нашего благородства и образа. Посему всякий благороден, кто соблюл сие дыхание добродетелью и стремлением к Первообразу; и всякий не благороден, кто осквернил оное пороком и принял на себя чуждый образ — образ змия. Дольние же сии отечества и породы суть только забава привременной нашей жизни и лицедейства. Ибо и отечеством именуется то, что каждый предвосхитил себе или насилием, или собственным бедствием, и где все одинаково странники и пришельцы, сколько бы мы не играли названиями: И потому предоставлю тебе высоко думать о гробах и баснях; а сам попытаюсь, сколько могу, освободиться от обольщения, чтобы или возвратить, или сохранить благородство».

Святитель Григорий Богослов. Слово 33. Т. 1. ТСЛ. 1994. с. 488.

Я в Церкви уже почти тридцать лет и могу сказать, что для подавляющего большинства прихожан главное в Церкви — Господь наш Иисус Христос. И почти никто (кроме, может быть, оголтелых националистов) никогда не покинет сладчайшего Иисуса из-за того, что к нам придут новые братья

На сайте Правая.ру появилась замечательная в своем роде статья Д. Данилова Россия за гробом, в которой автор от имени всей патриотической общественности выступил против идеи обращения в православную Церковь представителей нерусских народов. Особой критике подверглась моя позиция, озвученная на последних X. V. Рождественских Чтениях, что необходимо отличать патриотическое воспитание от дела православной миссии. Я был обвинен ни много ни мало в иконоборчестве за отказ признать существования некоей загробной России. Напомню простую вещь. Я, как и о. Петр, почитаем святые иконы Христа, Богородицы и святых угодников, воздавая почитание изображенным на них святых ликам, а не веществу, в строгом соответствии с догматом VII вселенского Собора. Так что обвинение нас в ереси является простым нарушением 9 заповеди - клеветой.

Может быть, и не стоило бы вовсе отвечать на такие обвинения, хотя обвинение в ереси — повод к вызову автора этого опуса на церковный суд, но, к сожалению, эта позиция отразила удивительную химеру, существующую в головах людей пытающихся создать «русское Православие».

Печально, когда люди приходя в Церковь, отказываются следовать вере Церкви. Печально, когда люди начинают под видом Православия исповедовать уже осужденную ересь. Но именно это наблюдается в статье. Напомню простую вещь.

В Никео-Цареградском Символе Церковь наша называется Соборной (Кафолической) и Апостольской. Согласно Пространному Катехизису свт. Филарета Московского «Церковь называется Соборной, или, что-то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что благовествование существует во всем мире и есть плодоносно и растимо (возрастает) (Кол.1,5−6) и что в Церкви христианской несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь: но всяческая и во всех Христос (Кол.3,11), Сущии от веры (верующие) благословятся с верным Авраамом (Гал.3,9): Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в Мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть Глава Церкве, и Той есть Спаситель тела, то, чтобы участвовать в Его спасении (вместе с Ним), необходимо быть членом Его Тела, т. е. членом Кафолической Церкви (Еф.5, 23). Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все спасшиеся от всемирного потопа спаслись единственно в Ноевом ковчеге. Так все обретающие вечное спасение обретают его в Единой Кафолической Церкви» (п. 268, 270).

Но для Дмитрия Данилова Православие существует исключительно в национальной форме. Более того, для него нация первичнее и важнее Церкви. Фактически само понятие Вселенской Церкви для него не существует. То учение, которое прямо исповедуется Новым Заветом (Гал. 3, 28; Кол. 3, 11), автор считает космополитизмом и «иконокластической» ересью. В представлении автора за гробом существует Россия, Греция, Палестина и т. п. Любопытно было узнать, откуда он узнал то, о чем не догадывался апостол Павел, повелевавший «обновлять по образу Создавшего, где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 10−11). Видимо автору и нашим националистам был Новейший Завет, и они были восхищены до четвертого неба и слышали слова еще более неизреченные, чем слышал апостол. Павел говорит — «во Христе нет народов» , а Данилов говорит — «есть».

Каким образом русские святые отделяются им от всех других святых? Израильтянка Богородица сказала о преподобном Серафиме — «сей из рода нашего» , а Дмитрий говорит — «нет, он русский» ! К каким святым отнести преп. Пафнутия Боровского — монгола, св. Прокопия Устюжского — немца, Антония Римлянина и препмч. Елизавету? Они входят в собор русских святых, но по крови не русские. А с другой стороны, разве русские христиане согласятся считать для себя чужими ликийца св. Николая или каппадокийца Георгия? Что за дикий национализм? Все святые и живые и на небесах находящиеся молятся обо всей Церкви — странствующей и в России, и в США.

Удивительно, как завораживает людей необоснованная ни на отцах Церкви, ни на священном Писании демагогия. «Отечество, говорят они — образ Царства небесного» . Мы отвечаем: «обоснуйте» . А на это нам отвечают совершенно дикими утверждениями, что Христос будто  бы пришел только к Своему народу, а лишь после того, как Он был отвержен своими, послал апостолов к другим народам Земли.

Придется напомнить, что Израиль был не национальным, а религиозным образованием, народом Завета, общиной Авраама, в которую могли войти любые люди. Так что сопоставлять Израиль надо не с греками или русскими как национальными образованиями, а с язычеством (эллинством) — как всемирной лжерелигией. После того, как евреи выпали из Завета, сама община Авраама сохранилась — это Всемирная Церковь, Новый Третий Народ (по словам св. Иустина Философа), получившая все обещания.

Автор, говоря о самом существовании наций, почему-то утверждает, что их своеобразие создано Богом, забывая, что это — не благословение, а проклятие Вавилонской башни (Быт. 11). Если бы не было греха, то не было бы и народов, а только «аморфное человечество» . Какой национальности был Ной, Енох или Авель?

И Пятидесятница преодолевает это противоестественное разделение. Вспомним кондак этого праздника: «егда снишед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше — в соединение вся призва» .

Вот именно этого уникального чувства неотмирности Церкви и лишены наши националисты. Жаль, что не желают они услышать голос древней Церкви. Послание к Диогнету (II в. по Р. Х.) говорит: «Христиане не отличаются от других людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь, ничем не отличную от других людей. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны. Они не привержены к какому-либо учению человеческому, как другие. Но обитая в эллинских и варварских городах, — где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, пище и во всем другом, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем, как граждане, но все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество — чужая страна: Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные: Иудеи воюют против них, как против иноплеменников. Язычники их преследуют, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят: Одним словом: что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, как христиане по всем государствам мира. Душа, хотя и обитает в теле, но сама бесплотна; и христиане живут в мире, но не суть от мира. Невидимая душа заключена в видимом теле; так и христиане, находясь в мире, видимы, но богопочтение их остается невидимым. Плоть ненавидит душу и воюет против нее, ничем не будучи ею обижена, потому что душа запрещает ей предаваться удовольствиям. Точно так же и мир ненавидит христиан, от которых он не терпит никакой обиды, за то, что они вооружаются против его удовольствий. Душа любит плоть свою и члены, несмотря на то, что они ненавидят ее, и христиане любят тех, кто их ненавидит. Душа заключена в теле, но в сущности она сама содержит тело. Так и христиане, заключенные в мире, как бы в темнице, сами сохраняют мир. Бессмертная душа обитает в смертном жилище; так и христиане обитают, как пришельцы в тленном мире, ожидая нетления на небесах. Душа, претерпевая голод и жажду, становится лучше; и христиане, в своих наказаниях, все больше умножаются с каждым днем. Вот какое славное положение определил им Бог, и от него им нельзя отказаться» (5−6).

Это мироощущение радикально противоположно как национализму, так и космополитизму. Назвать его правильнее «уранополитизмом» - «небесным гражданством» . И для тех, кто придерживается его важно не мнение мирового сообщества (как для космополитов) или интересы нации (как для националистов), а воля Бога. Бог повелевает проповедать Евангелие всем народам (Мф. 28, 19), значит, мы должны это делать и вовремя и не вовремя. Не нужны для этого ни программы, ни вопросы целесообразности. Как не надо особо доказывать необходимость подавания милостыни и воздержания от кражи, так не надо доказывать и необходимости миссии диаспорам.

Другое дело, что сама эта миссии необходима и самим «гастарбайтерам» , и России. Очевидно, что если мы не станем исполнять заповедь Бога, то России не устоять. Во-первых, потому, что если Господь разгневается, то никто не сохранит никакой страны, в том числе и России. А неразрушимости России в отличие от Вселенской Церкви никто не обещал. А во-вторых, даже с земной точки зрения только обращения ко Христу мигрантов можно надеяться на их мирное существование в нашей стране.

Напомню, что, вопреки тиражируемому мифу об опыте мирного сосуществования в России ислама и христианства, в реальной истории война мусульманства и России длится все время начиная с св. Владимира (войны с Волжской Булгарией) и до наших дней (Чечня). Исключением являлся только период татаро-монгольского ига. Лишь те народы, которые приняли христианство, могли надолго войти в состав империи. Что касается того, будто бы обращение мусульман в Православие никогда не пользовалось успехом, напомню, что сейчас в нашей стране каждый год свободно принимает христианство в несколько десятков раз больше мусульман, чем совращается из христианства в ислам. Сотни тысяч татар, башкир и других представителей исламских народов реально являются христианами — вот результат и царской миссии, и нынешнего возрождения Православия.

На самом деле позиция Д. Данилова не только антихристианская, но и глубоко антирусская. Она отказывает России в ее главном идеале, за который Бог дал ей такие просторы — идеале святости для всех. Если раньше человек мог стать казаком, если мог перекреститься и выпить рюмку водки, то никто не спрашивал его ни о крови, ни о нации. Именно такой подход, признававший и единственную истинность Всемирного Православия, и предлагавший всем войти в Церковь, и создал империю, в которой подавляющее большинство русских. А ведь к концу XVII века население нашей страны делилось по языковому признаку почти напополам — между русским и татарским.

А сейчас националисты хотят разрушить реальную страну ради своих идей. «Россия для русских» не будет ни Православной Россией, ни имперской. Она сползется до маленького озлобленного азиопского княжества, в котором власть захватят космополиты — мусульмане.

Они подняли свою руку и против Русской Церкви, которую они хотят превратить в националистическую секту. Только непонятно, зачем тогда они борются с украинскими автокефалистами? Ведь те точно также разрушают Вселенскую Церковь ради нации.

Я уже не говорю, что статья является глубоко русофобской. Она утверждает, будто русские люди уйдут из Церкви потому, что в нее придут диаспоры. Неужели товарищ Данилов считает наших прихожан таким глупцами, которым в церкви нечего делать, кроме как защищать свою культуру? Зачем русских считать такими свиньями, которые совершенно не думают о Царстве Небесном? Неужели Данилов считает, что русские идут в храм не для спасения своей души, а зачем-то еще?

Я в Церкви уже почти тридцать лет и могу сказать, что для подавляющего большинства прихожан главное в Церкви — Господь наш Иисус Христос. И почти никто (кроме, может быть, оголтелых националистов) никогда не покинет сладчайшего Иисуса из-за того, что к нам придут новые братья. Напротив: вы бы видели, какая радость бывает на лицах у русских прихожан и прихожанок (и молодых, и старых), когда принимают св. Крещение мусульмане. Наши христиане сохранили Христову радость о едином грешнике кающемся.

А позиция Д. Данилова четко повторяет слова Антихриста в «Трех разговорах» В. С. Соловьева: «Любeзныe бpaтья! Знaю я, чтo мeждy вaми ecть и тaкиe, для кoтopыx вceгo дopoжe в xpиcтиaнcтвe eгo cвящeннoe npeдaнue, cтapыe cимвoлы, cтapыe пecни и мoлитвы, икoны и чин бoгocлyжeния. И в caмoм дeлe, чтo мoжeт быть дopoжe этoгo для peлигиoзнoй дyши? Знaйтe жe, вoзлюблeнныe, чтo ceгoдня пoдпиcaн мнoю ycтaв и нaзнaчeны бoгaтыe cpeдcтвa Bceмиpнoмy мyзeю xpиcтиaнcкoй apxeoлoгии в cлaвнoм нaшeм импepcкoм гopoдe Koнcтaнтинoпoлe c цeлью coбиpaния, изyчeния и xpaнeния вcякиx пaмятникoв цepковнoй дрeвнocти, пpeимyщecтвeннo вocтoчной, a вac я пpoшy зaвтpa жe избpaть из cpeды cвoeй комиccию для oбcyждeния co мнoю тex мep, кoтopыe дoлжны быть пpиняты c цeлью вoзмoжнoгo пpиближeния coвpeмeннoгo бытa, нpaвoв и oбычaeв к пpeдaнию и ycтaнoвлeниям cвятoй пpaвocлaвнoй цepкви! Бpaтья пpaвocлaвныe! Koмy пo cepдцy этa мoя вoля, ктo пo cepдeчнoмy чyвcтвy мoжeт нaзвaть мeня cвoим иcтинным вoждeм и влaдыкoю, пycть взoйдeт cюдa» .

Но мы вместе со старцем Иоанном ответим: «Bceгo дopoжe для нac в xpиcтиaнcтвe caм Xpиcтoc — Oн Caм, a oт Heгo вce, ибo мы знaeм, чтo в Heм oбитaeт вcя пoлнoтa Бoжecтвa тeлecно» .

Именно любовь к Нему и желание исполнить Его Божественную Волю понуждаент нас нести свет Евангелия всем народам, что все они вошли в Всемирную Церковь и нашли подлинное отечество там, где живет наш Отец.

http://www.pravaya.ru/column/11306

станок ТЦ-15П для навязки пожарных рукавов и перекатки на новое ребро, zakaz gk

На главную